Новости - июнь, 2021

> Прокуратура информирует > Прокуратура 2021 год > Прокуратура разъясняет 2021 > Новости - июнь, 2021

Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность

 

Статьей 172 УК РФ предусмотрена ответственность за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном (особо крупном) размере.

Крупным ущербом и доходом в крупном размере признается ущерб, доход в сумме, превышающей 2 млн. 500 тыс. рублей, доходом в особо крупном размере – превышающий 9 млн. рублей.

Объектом данного преступления является установленный порядок осуществления и лицензирования банковской деятельности.

Кредитные организации, в том числе банки, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Только банки являются кредитной организацией, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Осуществление банковских операций производится на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации.

Преступление может быть совершено, как с прямым умыслом, когда лицо осознает общественную опасность своих действий, желает извлечь доходы в крупном (особо крупном) размере либо причинить крупный ущерб, так и с косвенным, при котором лицо осознает общественную опасность своих действий и желает наступления результатов своих действий либо не желает, но сознательно допускает возможность причинения кому-либо крупного ущерба.

Уголовная ответственность за данное преступление наступает с 16 лет.

Уголовным кодексом Российской Федерации за данное преступление предусмотрено наказание до 4 лет лишения свободы, а если это деяние совершено организованной группой либо сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере – до 7 лет лишения свободы.

 

 

 

С 1 сентября 2021 года вступит в силу закон о «гаражной амнистии»

 

Федеральным законом от 05.04.2021 № 79-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В том числе внесены изменения в Земельный кодекс РФ.

Земельный кодекс РФ дополнен статьей 39.36-1. «Использование гражданами земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства». В соответствии с внесенными изменениями с 1 сентября 2021 года в России заработает закон о «гаражной амнистии».

Законом определено, что до 1.09.2026 гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в частности, если земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе, с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям.

Установлен перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен наследнику гражданина. Также земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, может быть предоставлен гражданину, приобретшему такой гараж по соглашению от первоначального владельца.

Уточнено, что инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, осуществляется за плату, порядок определения которой устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть установлен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.

 

 

Закреплены основания и порядок выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства

 

Федеральным законом от 24.02.2021 № 22-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства.

Установлено, что документом, подтверждающим личность лица без гражданства и его временное пребывание в Российской Федерации, является выданное этому лицу временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации. Срок временного пребывания в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение, определяется сроком действия этого удостоверения. Временное удостоверение личности лица без гражданства не может быть выдано в форме электронного документа.

Заявление о выдаче, о замене временного удостоверения подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства.

Направление лицом, содержащимся в специальном учреждении, заявления о выдаче временного удостоверения осуществляется через администрацию этого учреждения.

Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства на десять лет.

Временное удостоверение не выдается, а ранее выданное аннулируется при установлении факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо предоставления поддельных или подложных документов, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, либо в случае, если указанное лицо без гражданства имеет либо получило разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Федеральным закон вступает в силу 24.08.2021.

 

 

Особенности заключения трудового договора, предусматривающего выполнение работы дистанционно

 

Дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, вне стационарного рабочего места при условии использования для выполнения работы и осуществления взаимодействия между работодателем и работником информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи общего пользования.

Особенности регулирования труда дистанционных работников, в том числе при заключении трудового договора, предусмотрены главой 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

При заключении трудового договора, предусматривающего выполнение трудовой функции дистанционно, работник и работодатель обмениваются электронными документами, используя при этом электронную подпись.

По письменному заявлению дистанционного работника работодатель не позднее трех рабочих дней со дня получения такого заявления обязан направить дистанционному работнику оформленный надлежащим образом экземпляр трудового договора на бумажном носителе.

При заключении трудового договора путем обмена электронными документами документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (паспорт, трудовая книжка, документ об образовании и др.), могут быть предъявлены работодателю в форме электронных документов. По требованию работодателя лицо, поступающее на дистанционную работу, обязано представить ему нотариально заверенные копии указанных документов на бумажном носителе.

При заключении трудового договора путем обмена электронными документами лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа, самостоятельно.

Ознакомление лица, поступающего на дистанционную работу, с правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, также может осуществляться путем обмена электронными документами.

По желанию дистанционного работника работодатель вносит сведения о его трудовой деятельности в трудовую книжку, при условии ее предоставления.

 

 

 

 

Меры пресечения в виде запрета определенных действий и домашнего ареста

Главой 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ установлены виды избираемых подозреваемым и обвиняемым мер пресечения, одними из которых являются запрет определенных действий и домашний арест. Данные меры процессуального принуждения избираются исключительно на основании судебного решения.

В соответствии со статьей 105.1 УПК РФ запрет определенных действий заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько предусмотренных законом запретов, а также в осуществлении контроля за их соблюдением.

В частности, суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств дела и представленных сторонами сведений может возложить следующие запреты:

1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;

2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

3) общаться с определенными лицами;

4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

6) управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

В отличие от запрета определённых действий мера пресечения в виде домашнего ареста в соответствии со статьей 107 УПК РФ заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья местом содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

При этом суд при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения также может установить предусмотренные статьей 105.1 УПК РФ запреты в виде общения с определенными лицами, отправления и получения почтово-телеграфных отправлений, использования средств связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В то же время подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем, с дознавателем и контролирующим органом.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым условий исполнения домашнего ареста, либо возложенных на него запретов, отказа от применения к нему средств контроля или их умышленного повреждения, уничтожения либо совершения им иных действий, направленных на нарушение их функционирования, данные меры пресечения могут быть изменены на более строгую.

Угроза убийством – это преступление

 

Статьей 119 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью. Угроза убийством может быть выражена в любой форме. Отсутствие словесных угроз не исключает уголовной ответственности. 

Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Тяжкий вред – вред, опасный для жизни человека.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, наказывается:

- обязательными работами на срок до 480 часов,

- ограничением свободы либо принудительными работами на срок до 2 лет,

- арестом на срок до 6 месяцев,

- лишением свободы на срок до 2 лет.

За то же деяние, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, предусмотрено более суровое наказание, вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 

Под осуществлением служебной деятельности следует понимать действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству.

Под выполнением общественного долга понимается осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных лиц, так и совершение других общественно полезных действий (пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении либо о местонахождении лица, разыскиваемого в связи с совершением им правонарушений, дача свидетелем или потерпевшим показаний, изобличающих лицо в совершении преступления, и др.).

К близким потерпевшему лицам, наряду с близкими родственниками, могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

 

 

Об ответственности за мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

За мелкое хулиганство статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В случае совершения тех же действий, но сопряженных с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - установлено наказание в виде административного штрафа в размере от 1000 руб. до 2500 руб.

Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 100 000 руб.

За это же правонарушение, совершенное повторно, предусмотрен административный штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб.

Совершение лицом правонарушения, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более 2 раз, - влечет наложение административного штрафа в размере от 200 000 руб. до 300 000 руб.

Кроме этого, за мелкое хулиганство может быть назначено наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток.

Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», оскорбительной информации, в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

 

 

Упрощен порядок оформления компенсационных выплат осуществляющим уход за инвалидами и престарелыми гражданами

 

Ежемесячные компенсационные выплаты полагаются неработающим гражданам, которые ухаживают за инвалидами I группы, а также за престарелыми людьми, которым требуется постоянная помощь или которым исполнилось 80 лет.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии. Сумма выплаты составляет 1200 рублей.

Размер выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы составляет:

а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 10 000 рублей;

б) другим лицам - в размере 1200 рублей.

В марте текущего года внесены изменения в Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 №343, и Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397.

Для назначения компенсационной выплаты необходимы заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом, а также документ, удостоверяющий личность нетрудоспособного лица. Указанное заявление может представляться лицом, осуществляющим уход. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным (ограниченным в дееспособности), такое заявление подается от имени его законного представителя. Полномочия законного представителя подтверждаются сведениями, полученными из Единой государственной информационной системы социального обеспечения, или документом, подтверждающим полномочия законного представителя.

Таким образом, заявление от нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода может быть представлено не только самим нетрудоспособным гражданином, но и лицом, которое будет осуществлять за ним уход.

С учетом внесенных изменений сокращен перечень документов для установления таких выплат. Теперь часть сведений необходимых для назначения компенсационных выплат будут запрашиваться органом, осуществляющим выплату пенсии, в соответствующих органах в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

К примеру, при направлении заявления в форме электронного документа с использованием портала госуслуг документы, удостоверяющие личность гражданина, его возраст и гражданство, не потребуются. Гражданам теперь не нужно подтверждать, что они не работают и при этом не получают пособие по безработице или пенсию.

 

 

 

 

Об административной ответственности за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией

Требованиями ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» установлены основные ограничения, связанные с торговлей табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.

Так, розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами должна осуществляться в магазинах и павильонах. В населенных пунктах, где отсутствуют магазины и павильоны, допускается торговля табачной продукцией (никотинсодержащей продукцией, кальянами)
в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

За несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции ст. 14.53 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере до 3 тысяч рублей, на должностных лиц – до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – до 50 тысяч рублей.

Оптовая или розничная продажа насвая, пищевой никотинсодержащей продукции или никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья, табака сосательного (снюса), за исключением случаев, когда эти действия совершены в отношении несовершеннолетних лиц, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 20 тысяч рублей, на должностных лиц –до 50 тысяч рублей, на юридических лиц –до 150 тысяч рублей.

Насвай – это вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья.

Снюс– это вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Законом установлен запрет напродажу табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним. За игнорирование данного требования ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в повышенном размере. На граждан налагается штраф до 40 тысяч рублей; на должностных лиц –до 70 тысяч рублей, на юридических лиц – до 300 тысяч рублей.

 

 

Порядок восстановления прав работника на оплату труда в случае банкротства предприятия

Имеются случаи наличия у экономически несостоятельных предприятий(банкротов)задолженности перед работниками по выплате заработной платы. Не всегда гражданам ясен механизм восстановления нарушенных прав на оплату труда, особенно на таких предприятиях.

Разъясняется, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента введения на предприятии процедуры банкротства, работники должника, которым не выплачена заработная плата, выходные пособия и иные приравненные к заработной плате платежи, становятся кредиторами. Правовое регулирование всех вытекающих из сложившейся ситуации вопросов, осуществляется в соответствии с законодательством о банкротстве.

Для представления своих законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, работники должника вправе избрать на собрании представителя, который обладает правами лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве или же могут обратиться к арбитражному управляющему самостоятельно.

Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего во внесудебном порядке. В случае оспаривания этих требований – на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований.

В реестр включаются требования об оплате труда за периоды, истекшие до возбуждения дела о банкротстве, и выходные пособия лиц, уволенных до этой даты (статья 136 Федерального закона). Задолженность по оплате труда за периоды, истекшие после возбуждения дела о банкротстве, и по выплате выходных пособий лицам, уволенным после этой даты, относится к текущим платежам (статьи 134, 136 Федерального закона).

Основанием для включения в реестр служат бухгалтерские документы предприятия, подтверждающие наличие задолженности по заработной плате, переданные арбитражному управляющему, так и документация, представленная работниками самостоятельно.

О включении в реестр требования о выплате выходного пособия и об оплате труда лица, работающего по трудовому договору, арбитражный управляющий наряду с иными заинтересованными лицами обязан уведомить и самого работника. Требования кредиторов-работников должника по выплате выходных пособий и об оплате труда относятся к требованиям второй очереди.

При не включении арбитражным управляющим самостоятельно требований работника в реестр, работник или представитель работников должника вправе обратиться к арбитражному управляющему с заявлением о включении требования в реестр.

В случае наличия у работника возражений по включенным арбитражным управляющим в реестр соответствующих требований, он вправе заявить их в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве,в порядке, установленном федеральным законом.

В таком же порядке рассматривается жалоба работника или представителя работников должника на бездействие или отказ арбитражного управляющего, не принявшего решения по их заявлению.

Следует знать, что обязанность по осуществлению контроля за профессиональной деятельностью арбитражных управляющих, проверки их деятельности возложена на саморегулируемые организации (членами которых они являются), они же рассматривают жалобы на арбитражных управляющих.

 

Правительством Российской Федерации определены виды государственного контроля (надзора) с обязательным досудебным порядком обжалования

 

Вступающим в силу с 01.07.2021 Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вводится процедура досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

В частности, контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля могут в досудебном порядке обжаловать:

· решения об отнесении объектов контроля к категориям риска;

· решения о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

· решения, принятые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков их исполнения;

· иные решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействия) их должностных лиц.

Дополнительно в этом законе закреплено, что с 01.01.2023 судебное обжалование решений контролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц станет возможно только после их досудебного обжалования. Исключением являются случаи обращения с жалобой в суд не осуществляющими предпринимательскую деятельность гражданами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663 определен перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб будет применяться с 1 июля 2021 года. Всего в утвержденном названным постановлением перечне 62 вида федерального государственного контроля (надзора) 19-ти контрольных (надзорных) органов, в числе которых также МЧС России, Росздравнадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росреестр, Роструд, ФССП России, ФНС России.