В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия по вопросам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости и деятельности Комиссии, созданной при Управлении для рассмотрения данных споров (далее – комиссия).

> Полезная информация > Новости Росреестра и Кадастровой палаты > В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия по вопросам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости и деятельности Комиссии, созданной при Управлении для рассмотрения данных споров (далее – комиссия).

 
Приводим некоторые ответы на поступившие вопросы:
Изменился ли срок подачи заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости?
Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), в том числе изменены сроки подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости:
– до внесения изменений в Закон об оценочной деятельности в комиссию возможно было обратиться в течение шести месяцев;
– после внесения изменений в Закон об оценочной деятельности – не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости:
«…заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов (далее – ГКН) определения кадастровой стоимости по дату внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.» (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Где можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости?
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности:
– юридическими лицами, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде с обязательным предварительным обращением в комиссию;
– физическими лицами для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Какие документы необходимо представлять для оспаривания кадастровой стоимости?
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности необходимо подать заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (примерные формы размещены на официальном сайте Управления) с приложением следующих документов:
кадастровой справки о кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости;
нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений, то документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, то отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа;
если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%, то положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков;
также могут прилагаться иные документы.
Что представляет собой электронная форма документов?
В статье 11 Закона об оценочной деятельности определено, что: «Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Федеральным стандартом оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 № 328, установлено, что «Копия экспертного заключения может храниться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Иными словами, электронная форма документа – это документ, зафиксированный на электронном носителе – файл в формате, например, PDF или DOC, подтвержденный усиленной квалифицированной электронной подписью, которая представляет собой файл, например, в формате SIG.
Возможно ли предъявление в Комиссию отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленного для банка с целью получения залога (ипотеки)?
Любая оценка недвижимости осуществляется с учетом требований Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Поэтому отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный для пересмотра кадастровой стоимости этого объекта, прежде всего, должен формально соответствовать требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и т.д., например, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности), иначе заявление не будет принято к рассмотрению.
Какие документы необходимо подать в Комиссию по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, используемых при определение его кадастровой стоимости, если в утвержденном Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербургу приказе от 30.12.2014 № 463 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год»?
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется на основе перечня объектов недвижимости, сформированном органом кадастрового учета из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Для получения сведений об объекте недвижимости, которые были использованы при определении его кадастровой стоимости, необходимо обратиться:
– к заказчику работ (в настоящее время – в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга), если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, с соответствующим заявлением (запросом) с перечислением всех интересующих объектов недвижимости;
– в орган кадастрового учета (филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу) с составленным на каждый объект недвижимости запросом о предоставлении сведений, внесенных в государственной кадастр недвижимости, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 настоящего Закона об оценочной деятельности.

Сведения об объекте недвижимости, полученные из приказа от 30.12.2014 № 463, не могут являться основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по недостоверности сведений.