Разъяснение гражданам

> Прокуратура информирует > Прокуратура 2015 год > Разъяснение гражданам

 
Анализ и обобщение материалов прокурорской деятельности, статистических данных правоохранительных и контролирующих органов свидетельствуют о том, что в целом состояние законности и правопорядка в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина остается весьма сложным. Эти обстоятельства диктуют необходимость организации работы прокурора в рассматриваемой сфере с условием постоянного наступательного реагирования на правонарушения, четкого планирования проверок и повышения результативности мер прокурорского реагирования.  
Закон о прокуратуре не содержит обязательного требования о наличии информации о нарушении закона, как основания проведения проверки, и обращения граждан, как правило, выступают основным источником сведений, инициирующим надзорную деятельность прокурора.
Несмотря на то, что пределы прокурорскогонадзора охватывают весь комплекс прав и свобод граждан, установленных Конституцией, согласно п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем, надзорные мероприятия, в первую очередь, проводятся в отношении контролирующих органов, которые обладают обширным правозащитными функциями, позволяющими непосредственно обеспечивать права и свободы заинтересованных лиц.
Так, например, если прокурор получил информацию о нарушении законодательства жилищно-коммунального хозяйства, для начала необходимо выяснить, известно ли органам государственного жилищного надзора о совершенном нарушении, предпринимаются ли в связи с этим ими какие-либо действия или намерены ли они их предпринять. В том случае, если эти органы приняли соответствующие меры либо проводят проверку, прокурор может потребовать предоставления ему информации о результатах предпринятых действий, а проведение проверки взять под свой контроль.
У органов прокуратуры есть значительный потенциал по активизации работы, направленной на решение масштабных задач, стоящих перед государством, путем координации деятельности органов государственного контроля, концентрации их усилий на решении конкретных проблем, активизации их работы.

Подмена государственных органов, в чью компетенцию входит контроль (надзор) за исполнением действующего законодательства, приводит к тому, что реализация прокуратурой обязанностей, которые реально могли бы осуществить сами эти органы, снижает эффективность усилий прокуратуры в решении присущих только ей задач.